Back to top

Портфолио дизайнера или готовы ли вы к встрече с работодателем?

Каждый начинающий студент-дизайнер или художник сталкивается с моментом трудоустройства, подыскивает интересное и хорошо оплачиваемое место работы, рассматривает варианты, знакомится с требованиями и рассылает резюме. Но ведь резюме лишь набор основных ознакомительных данных: родился, учился, умею, но достаточно ли этого?  Здесь возникает вопрос и у работодателя, и у самого соискателя, как себя представить с наиболее выгодной, а главное профессиональной стороны, показав, как говорят, товар «лицом».

Ситуация на рынке труда сегодня максимально конкурентная, и работодатель хочет заполучить не просто сотрудника, а профессионала, способного своими навыками и знаниями помочь компании двигаться   вперед и добиваться преимущества перед конкурентами. И если раньше это относилось только к менеджерам, то сейчас, наравне с ними эти требования предъявляются и дизайнерам. А одним из самых важных критериев выбора дизайнера, это его портфолио, но к сожалению, многие дизайнеры об этом часто забывают.

Портфолио – это грамотно оформленный перечень работ, выполненных каким-либо специалистом. Например, портфолио копирайтера состоит из написанных им текстов, отсортированных по тематике или виду текста (коммерческое предложение, контент для сайтов, слоганы). Портфолио модели – это снимки, дающие представление о работе модели в разных образах. Портфолио веб-дизайнера – изображения сделанных им сайтов, баннеров, иной дизайнерской продукции.

По уровню и качеству работ в портфолио клиенты судят об исполнителе – стоит с ним работать или нет. Поэтому оформлению портфолио нужно уделять пристальное внимание.

Один из самых важных вопросов для начинающего дизайнера — как наполнить своё портфолио? Где взять первых клиентов? Как заполучить первые проекты?

Карьеру в дизайне можно начинать по-разному. Начиная с работы стажером в дизайн-студии, заканчивая созданием собственной студии. Одним из самых простых способов начала карьеры является поиск заказов в качестве фрилансера. При всех своих недостатках, фриланс кажется многим очень привлекательным вариантом. Но чтобы получать заказы, нужно обязательно показать свои работы потенциальному клиенту. Мало кто согласится отдать заказ дизайнеру, у которого совсем пусто в портфолио. Получается замкнутый круг: нет заказов → нет портфолио, нет портфолио → нет заказов.

Сперва нужно осознать, что первые проекты в портфолио (кейсы) — очень и очень важный шаг. От качества первых работ зависит то, какие клиенты к вам придут, и, по сути, весь дальнейший путь дизайнера. Поэтому в первых кейсах важно максимально проявить себя, свои знания, и, скромные (пока что) навыки. Да, возможно, вы не способны удивить клиентов изощренной техникой и супер-креативными приёмами, но вы можете продемонстрировать свой подход и мышление. Если в первоначальном портфолио у вас будут хорошие проекты, это придаст вам серьёзного ускорения, ведь такие работы имеют свойство распространяться по дизайнерским блогам и поднимать рейтинг на фриланс-биржах.

Важно помнить, что ни в начале карьеры, ни потом, нельзя работать над проектами, которые не соответствуют вашим убеждениям. Это очень вредно.

И, конечно, нельзя наполнять своё портфолио посредственными работами. Какими будут ваши первые работы, такими будут и последующие клиенты.

История про то, что было первым – курица или яйцо бесконечна. Чтобы получить заказ, надо что-то показать. Чтобы было, что показать, надо выполнить какой-нибудь заказ. Из этого существует общеизвестный выход, давно ставший совершенно легальным: пока нет настоящих заказчиков, можно выполнять воображаемые заказы. Конечно это не совсем то: ведь настоящий заказчик, это живой человек, со своими идеями, пожеланиями, вкусами. У настоящих заказчиков есть свои любимые образцы, фавориты, материал, который нужно использовать обязательно. А также сроки, капризы и бюджет.

Но все же – два десятка работ для несуществующих заказчиков, это лучше, чем ничего. Опыт работы с настоящими проблемами приходит со временем, именно поэтому люди с большим опытом получают больше денег. Новичкам платят меньше, потому что в работе с ними содержится риск – мало ли где проколется неопытный дизайнер. Но, чем меньше неизвестных потенциальный заказчик видит в кандидате, тем ему спокойнее.

Известен случай, когда два дизайнера сели и оформили 100 несуществующих годовых отчетов. Это тот самый «заказ года» на котором заказчики обычно не знают, как выделиться, и как показать своим акционерам, что у их АО дела лучше всех. После того, как они издали книгу «100 несуществующих годовых отчетов» на них посыпались заказы на настоящие. Потому что первые сто были сделаны хорошо, а если есть умение делать красиво, его уже не отнять.

Как собрать портфолио

На формирование идеального портфолио может уйти вся жизнь. Но при основательном подходе, хватит нескольких месяцев, чтобы собрать и оформить достойные работы. Первое время портфолио может быть заполнено хаотичными проектами, затем необходимо выстроить стратегию. Выделить те навыки, которые необходимо показать на начальном уровне: работа с фирменным стилем, графикой, сетками, текстом, умение создавать логотипы и иллюстрации. Не стоит думать, что на старте от вас сразу ждут невероятных решений, в портфолио важнее показать прогресс от работы к работе.

Полезно участвовать в конкурсах. Конкурсные работы — это хороший материал для портфолио и постоянные тренировки, которые держат в тонусе и не дают расслабиться.

Итак, перейдем к способам наполнения портфолио

1. Дизайн для себя. Самый очевидный способ заполучить кейс для портфолио — сделать дизайн для себя самого или своей фирмы. Это может быть сайт, фирменный стиль или что-то в этом роде. Сложность тут в том, что придется самостоятельно придумать ограничения, ведь дизайн без ограничений — не дизайн, а чистое творчество. Зато, если вы хорошо поработаете, этот проект станет не только кейсом в портфолио, но и вашим бизнес-инструментом.

2. Дизайн для друзей или знакомых. Вы можете предложить родственникам, друзьям или хорошим знакомым работу за символическое вознаграждение. Но будьте очень осторожны с этим вариантом. У вас мало опыта работы с клиентами (иначе, вы не читали бы этот текст). Скорее всего, что-то пойдет не так и вы рискуете испортить отношения. 10 раз подумайте, прежде чем пробовать этот вариант.

3. Дизайн для выдуманного клиента. Так начинал, в частности, Артемий Лебедев. Вы можете самостоятельно придумать себе клиента с его задачами и ограничениями, а потом решить эти дизайнерские задачи. Тут важно придумывать клиента как можно ближе к реальности. Не делайте дизайн для фирмы по пересадке мозга. Лучше сделайте дизайн для выдуманного пиар-агентства. Чем проще, тем лучше.

Если вы начинаете карьеру в сфере веб-дизайна или дизайна мобильных приложений, можно придумать полезный и, как вам кажется, востребованный сервис, а потом создать дизайн для него. Только постарайтесь, чтобы это не было очередным мобильным приложением для погоды ;)

4. Дизайн для известного бренда или сайта. Берёте известный бренд или интернет-сервис, и самостоятельно разрабатываете для них новый дизайн. Очень хороший способ с точки зрения вашего дальнейшего продвижения, потому что, если вы решите задачу хорошо, и грамотно её презентуете, вас заметят. Посмотрите внимательно на крупные бренды. У многих фирменный стиль и сайты не обновлялись годами, и там имеется простор для работы.

5. Конкурсы. Существует множество конкурсов для дизайнеров. Лично я отношусь к ним скептически, потому что чаще всего они предлагают работать бесплатно, за шанс на вознаграждение, не превышающее средней стоимости такого контракта на рынке. Но для начала сойдет.

Часть конкурсов можно найти в социальных сетях и блогах, но основная масса находится на специализированных сайтах вроде 99designs и GoDesigner, а также на фриланс-биржах. В этом способе хорошо то, что задачу придумывать не нужно, она уже есть. А в случае успеха вы не только сделаете работу, но и заработаете немного денег.

Кстати, встречаются и очень хорошие конкурсы, например, конкурсы компании ВКонтакте на разработку мобильных приложений с призовым фондом в миллионы рублей. Несмотря на то, что они уже завершены, ничто не мешает вам сделать решение и разместить его в портфолио.

6. Бесплатная работа («за портфолио») Я категорически не советую искать заказчика, который согласится, чтобы вы работали для него бесплатно. Во-первых, любой труд должен быть оплачен. Даже труд новичка стоит денег. Во-вторых, шанс найти нормального клиента таким способом стремиться к нулю.

7. Проект известной студии или дизайнера. Можно взять задачу, которую уже решали ваши коллеги. Посмотрите на работы известных дизайнеров и студий, выберите то, что, по вашему мнению, сделано плохо и сделайте лучше. Кроме опыта и хорошего кейса вы можете рассчитывать и на некоторый резонанс в дизайн-среде (ого, студент сделал лучше студии Икс!).

8. Собственный проект. Очень полезный способ и с точки зрения практики, и с точки зрения общественной пользы. Создавая тематическую коллекцию, веб-сервис, дизайн-фреймворк, набор бесплатных иконок, или PSD-шаблоны, вы не только наполняете портфолио, но и помогаете другим людям. К тому же, если ваш проект окажется хорош, со временем он может стать и источником дохода.

9. Решение реальной проблемы. Самый, на мой взгляд, хороший способ показать миру и потенциальным клиентам на что вы способны — найти реальную проблему в реальном мире и решить её методами и инструментами дизайнера. Это и разовьет вас как настоящего дизайнера, и покажет тот спектр задач, которые вам интересны.

Что необходимо и чего не должно быть в современном портфолио?
Прежде чем отправляться на собеседование в компанию, побольше узнайте о ее специфике и составьте свое портфолио согласно главной тематике. На Западе давно устоялись традиции и нормы подачи портфолио (вплоть до шрифтового оформления). У нас же его вид зависит от того, к какому работодателю ты идешь. Фактически каждый раз перед новым собеседованием его надо составлять заново. Так, устраиваясь в компанию по разработке компьютерных игр, хорошо бы подобрать дизайнерские работы по трехмерной графике. Если пригласили в женский журнал для обработки фотографий, делайте упор на коллажи и графический дизайн. Поэтому хорошо, когда ваши работы разносторонние и есть возможность выбора.

Выделите направления, по которым вы желаете создать портфолио. По каждому направлению отберите ваши лучшие работы и средние по качеству проекты. Оптимально включить в портфолио 10-20 работ по каждому направлению. Это уже создать у клиента нормальное представление о вашем уровне.

Верстка
Портфолио должно быть как можно проще и легче для восприятия. Не поленитесь и потратьте свое драгоценное время на сортировку работ, на то, чтобы привести все ваше портфолио к единой стилистической подаче. Хорошо подумайте над тем, как сгруппировать свои работы. Есть два варианта, первый ― сортировка по типам работ, и вторая ― по заказчикам. На мой взгляд второй вариант предпочтительнее, так как у зрителя есть возможность оценить, ваше умение работать в одном определенном стиле. Бывают случаи, когда ваше портфолио смотрят без вас, это нужно учесть и дополнить работы необходимыми комментариями.

Формат портфолио
Формат портфолио может быть различным: флеш или презентация, pdf или jpeg и так далее, но самое важное при выборе, выбрать тот формат, который точно откроется на компьютере у работодателя. Обратите внимание на размер портфолио, если ваши работы будут иметь размер больше 1мб каждая, то это уже много. Перед встречей с работодателем проверьте ваше портфолио на чужом «не дизайнерском» компьютере, бывает, что дизайнеры по ошибке включают в него CMYK файлы, которые выглядят иногда на мониторах просто дико.

Разместите портфолио в Интернете, на личном сайте, флешке или диске. Идеально, если ваше портфолио будет всегда с вами – никогда не знаешь, где придется общаться с клиентом.

Эстетика
Портфолио должно быть эстетичным. Помните, все ваши работы, скорее всего, сделаны в разной стилистике, а это сложно для восприятия если все они находятся рядом. Постарайтесь увязать все работы, использовав при этом минимум средств. Подумайте над красивым оформлением портфолио. Например, фрилансер-копирайтер может сформировать один файл в формате docx, где будут представлены все отобранные им коммерческие предложения или создать отдельный файлы для каждого текста. Главное, чтобы они были правильно оформлены. Можно создать несколько папок, куда добавить работы по направлениям.

Таким образом, портфолио не только помогает дизайнеру сформировать его достижения в удобную форму подачи, но и помогает продвинуть дизайнера в рыночном пространстве, заявить о его уровне профессионализма, оценить свои возможности.

Добрынина Н.С. преподаватель отделения «Дизайн»