Министерство образования и науки Челябинской области
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Южно-Уральский государственный колледж»
УТВЕРЖДАЮ
Заместитель директора по производственному обучению
____________ / И. В. Милюков /
«____» _____________ 2023 г.
ПРОГРАММА
повышения квалификации
«Управление кредитным портфелем банка»
Челябинск – 2023
Составители программы
Пылина Ирина Викторовна, председатель ПЦК Финансовых дисциплин.
Рассмотрена и одобрена на заседании ПЦК Финансовых дисциплин Протокол № 8 от 10 февраля 2023 г.
1. Цель реализации программы
С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения программы должен:
уметь:
- консультировать заемщиков по условиям предоставления и порядку погашения кредитов;
- анализировать финансовое положение заемщика - юридического лица и технико-экономическое обоснование кредита;
- определять платежеспособность физического лица;
- оценивать качество обеспечения и кредитные риски по потребительским кредитам;
- проверять полноту и подлинность документов заемщика для получения кредитов;
- проверять качество и достаточность обеспечения возвратности кредита;
- составлять заключение о возможности предоставления кредита;
- оперативно принимать решения по предложению клиенту дополнительного банковского продукта (кросс-продажа);
- проводить андеррайтинг кредитных заявок клиентов;
- проводить андеррайтинг предмета ипотеки;
- составлять договор о залоге;
- оформлять пакет документов для заключения договора о залоге;
- составлять график платежей по кредиту и процентам, контролировать своевременность и полноту поступления платежей;
- оформлять комплект документов на открытие счетов и выдачу кредитов различных видов;
- оформлять выписки по лицевым счетам заемщиков и разъяснять им содержащиеся в выписках данные;
- оформлять и отражать в учете операции по выдаче кредитов физическим и юридическим лицам, погашению ими кредитов;
- оформлять и вести учет обеспечения по предоставленным кредитам;
- оформлять и отражать в учете начисление и взыскание процентов по кредитам;
- вести мониторинг финансового положения клиента;
- контролировать соответствие и правильность исполнения залогодателем своих обязательств;
- оценивать качество обслуживания долга и кредитный риск по выданным кредитам;
- рассчитывать основные параметры реструктуризации и рефинансирования потребительского кредита;
- рассчитывать и отражать в учете сумму формируемого резерва;
- рассчитывать и отражать в учете резерв по портфелю однородных кредитов;
- оформлять и вести учет просроченных кредитов и просроченных процентов;
- оформлять и вести учет списания просроченных кредитов и просроченных процентов;
- использовать специализированное программное обеспечение для совершения операций по кредитованию;
знать:
- нормативные правовые акты, регулирующие осуществление кредитных операций и обеспечение кредитных обязательств;
- законодательство Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;
- законодательство Российской Федерации о персональных данных;
- нормативные документы Банка России об идентификации клиентов и внутреннем контроле (аудите);
- рекомендации Ассоциации региональных банков России по вопросам определения кредитоспособности заемщиков;
- порядок взаимодействия с бюро кредитных историй;
- законодательство Российской Федерации о защите прав потребителей, в том числе потребителей финансовых услуг;
- законодательство Российской Федерации о залогах и поручительстве;
- гражданское законодательство Российской Федерации об ответственности за неисполнение условий договора;
- законодательство Российской Федерации об ипотеке;
- законодательство Российской Федерации о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
- нормативные документы Банка России и внутренние документы банка о порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери;
- способы и порядок предоставления и погашения различных видов кредитов;
- способы обеспечения возвратности кредита, виды залога;
- методы оценки залоговой стоимости, ликвидности предмета залога;
- требования, предъявляемые банком к потенциальному заемщику;
- состав и содержание основных источников информации о клиенте;
- методы оценки платежеспособности физического лица, системы кредитного скоринга;
- локальные нормативные акты и методические документы, касающиеся реструктуризации и рефинансирования задолженности физических лиц;
- бизнес-культуру потребительского кредитования;
- методы андеррайтинга кредитных заявок клиентов;
- методы андеррайтинга предмета ипотеки;
- методы определения класса кредитоспособности юридического лица;
- содержание кредитного договора, порядок его заключения, изменения условий и расторжения;
- способы и порядок начисления и погашения процентов по кредитам;
- порядок осуществления контроля своевременности и полноты поступления платежей по кредиту и учета просроченных платежей;
- критерии определения проблемного кредита;
- типовые причины неисполнения условий кредитного договора и способы погашения просроченной задолженности;
- меры, принимаемые банком при нарушении условий кредитного договора;
- типичные нарушения при осуществлении кредитных операций. Формализованные результаты обучения
В результате изучения программы студент должен освоить основной вид деятельности осуществление кредитных операций и соответствующие ему профессиональные компетенции, и общие компетенции:
ПК 2.1. Оценивать кредитоспособность клиентов;
ПК 2.2. Осуществлять и оформлять выдачу кредитов;
ПК 2.3. Осуществлять сопровождение выданных кредитов;
ПК 2.4. Проводить операции на рынке межбанковских кредитов;
ПК 2.5. Формировать и регулировать резервы на возможные потери по кредитам
ОК 1. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам
ОК 2. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности
ОК 3. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие
ОК 4. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами
ОК 5. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста
ОК 9. Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности
ОК 10.Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках
ОК 11.Использовать знания по финансовой грамотности, планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере
3. Содержание программы
Учебный план
программы повышения квалификации
«Управление кредитным портфелем банка»
Категория слушателей (требования к слушателям) – лица, имеющие образование не ниже среднего профессионального образования либо осваивающие программы среднего или высшего профессионального образования
Срок обучения – 30 час.
Форма обучения – очная
№ п/п |
Наименование разделов (дисциплин (модулей)) |
Максимальная учебная нагрузка, час |
Самостоятельная учебная работа, час |
Всего, час. |
В том числе |
|
лекции |
практические и лабораторные занятия |
|||||
|
Раздел 1 Кредитный портфель банка |
|
|
|
|
|
1 |
Тема 1.1. Формирование кредитного портфеля банка |
3 |
1 |
2 |
1 |
1 |
2 |
Тема 1.2. Управление кредитным портфелем банка |
3 |
1 |
2 |
1 |
1 |
3 |
Тема 1.3 Нормативно – правовые акты, формирующие основы кредитной политики банка |
3 |
1 |
2 |
1 |
1 |
4 |
Тема 1.4 Источники формирования кредитного портфеля банка |
3 |
1 |
2 |
1 |
1 |
5 |
Тема 1.5 Управление качеством кредитного портфеля банка |
3 |
1 |
2 |
1 |
1 |
|
Раздел 2 Анализ кредитного портфеля кредита |
|
|
|
|
|
6 |
Тема 2.1 Анализ основных экономических показателей работы банка |
3 |
1 |
2 |
1 |
1 |
7 |
Тема 2.2 Анализ кредитного портфеля банка |
3 |
1 |
2 |
1 |
1 |
|
Раздел 3 Сопровождение кредита |
|
|
|
|
|
8 |
Тема 3.1 Кредитный мониторинг
|
3 |
1 |
2 |
1 |
1 |
9 |
Тема 3.2 Создание резервов на возможные потери по кредитам
|
3 |
1 |
2 |
1 |
1 |
|
Раздел 4 Организация отдельных видов кредитования |
|
|
|
|
|
10 |
Тема 4.1 Потребительское кредитование
|
6 |
2 |
4 |
2 |
2 |
11 |
Тема 4.2 Ипотечное кредитование
|
6 |
2 |
4 |
2 |
2 |
12 |
Тема 4.3 Прочие виды кредитования
|
6 |
2 |
4 |
2 |
2 |
|
Итого |
45 |
15 |
30 |
15 |
15 |
Итоговая аттестация |
- |
- |
Зачет |
Учебно-тематический план
программы повышения квалификации
«Управление кредитным портфелем банка»
№ п/п |
Наименование разделов (дисциплин (модулей)) и тем |
Всего, час. |
В том числе |
|
лекции |
практич. и лаборат. занятия |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|
Раздел 1 Кредитный портфель банка |
10 |
5 |
5 |
1 |
Тема 1.1. Формирование кредитного портфеля банка |
2 |
1 |
1 |
2 |
Тема 1.2. Управление кредитным портфелем банка |
2 |
1 |
1 |
3 |
Тема 1.3 Нормативно – правовые акты, формирующие основы кредитной политики банка |
2 |
1 |
1 |
4 |
Тема 1.4 Источники формирования кредитного портфеля банка |
2 |
1 |
1 |
5 |
Тема 1.5 Управление качеством кредитного портфеля банка |
2 |
1 |
1 |
|
Раздел 2 Анализ кредитного портфеля банка |
4 |
2 |
2 |
6 |
Тема 2.1 Анализ основных экономических показателей работы банка |
2 |
1 |
1 |
7 |
Тема 2.2 Анализ кредитного портфеля банка |
2 |
1 |
1 |
|
Раздел 3 Сопровождение кредита |
4 |
2 |
2 |
8 |
Тема 3.1 Кредитный мониторинг
|
2 |
1 |
1 |
9 |
Тема 3.2 Создание резервов на возможные потери по кредитам
|
2 |
1 |
1 |
|
Раздел 4 Организация отдельных видов кредитования |
12 |
6 |
6 |
10 |
Тема 4.1 Потребительское кредитование
|
4 |
2 |
2 |
11 |
Тема 4.2 Ипотечное кредитование
|
4 |
2 |
2 |
12 |
Тема 4.3 Прочие виды кредитования
|
4 |
2 |
2 |
|
Итого |
30 |
15 |
15 |
Учебная программа
повышения квалификации
«Управление кредитным портфелем банка»
Раздел 1 Кредитный портфель банка ( 10 часов)
Тема 1.1. Формирование кредитного портфеля банка (1 час)
Тема 1.2. Управление кредитным портфелем банка( 1 час)
Тема 1.3 Нормативно – правовые акты, формирующие основы кредитной политики банка ( 1 час)
Тема 1.4 Источники формирования кредитного портфеля банка ( 1 час)
Тема 1.5 Управление качеством кредитного портфеля банка ( 1 час)
Перечень практических занятий
Номер темы |
Наименование практического занятия |
1.1 |
Элементы кредитного портфеля банка (1 час.) |
1.2 |
Профессиональные ситуации (1 час.) |
1.3 |
Нормативно- правовые акты ( 1 час) |
1.4 |
Формирование кредитного портфеля банка ( 1 час) |
1.5 |
Определение качества кредитного портфеля банка(1 час) |
Раздел 2 Анализ кредитного портфеля банка (4 час.)
Тема 2.1 Анализ основных экономических показателей работы банка( 1 час)
Тема 2.2 Анализ кредитного портфеля банка ( 1 час)
Перечень практических занятий
Номер темы |
Наименование практического занятия |
2.1 |
Анализ основных экономических показателей работы банка ( 1 час) |
2.2 |
Анализ кредитного портфеля банка ( 1 час) |
Раздел 3 Сопровождение кредита. (4 час.)
Тема 3.1 Кредитный мониторинг( 1 час)
Тема 3.2 Создание резервов на возможные потери по кредитам (1 час)
Перечень практических занятий
Номер темы |
Наименование практического занятия |
3.1 |
Проведение кредитного мониторинга (1 час.) |
3.2 |
Определение резервов на возможные потери по кредитам ( 1 час) |
Раздел 4 Организация отдельных видов кредитования (12час.)
Тема 4.1 Потребительское кредитование ( 2 час)
Тема 4.2 Ипотечное кредитование( 2 час)
Тема 4.3 Прочие виды кредитования( 2 час)
Перечень практических занятий
Номер темы |
Наименование практического занятия |
4.1 |
Оформление документов по потребительскому кредитованию (2час.) |
4.2 |
Оформление документов по ипотечному кредитованию (2час.) |
4.3 |
Оформление документов по автокредитованию (2час.) |
4. Материально-технические условия реализации программы
Реализация программы требует наличия учебных кабинетов:
- кабинет теоретического обучения;
- кабинет для проведения практических занятий.
Оборудование учебного кабинета и рабочих мест:
компьютеры, проекционное оборудование (мультимедийный проектор, проекционный экран), локальная сеть, программное обеспечение общего и профессионального назначения (офисные приложения), комплект учебно-методической документации.
5. Требования к результатам обучения
Контроль и оценка результатов освоения программы осуществляется преподавателем в процессе выполнения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.
Итоговая аттестация проводится в форме зачета. Зачет проводится в форме компьютерного тестирования.