Back to top

Управление кредитным портфелем банка

Министерство образования и науки Челябинской области

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Южно-Уральский государственный колледж»

 

 

 

УТВЕРЖДАЮ

Заместитель директора по производственному обучению

____________ / И. В. Милюков /

«____» _____________ 2023 г.

 

 

 

ПРОГРАММА

повышения квалификации

«Управление кредитным портфелем банка»

 

 

 

 

 

 

 

 

Челябинск – 2023

 

 

Составители программы

 

Пылина Ирина Викторовна, председатель ПЦК Финансовых дисциплин.

 

Рассмотрена и одобрена на заседании ПЦК Финансовых дисциплин Протокол № 8 от 10 февраля 2023 г.

 

 

 

1. Цель реализации программы

С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения программы должен:

уметь:

  • консультировать заемщиков по условиям предоставления и порядку погашения кредитов;
  • анализировать финансовое положение заемщика - юридического лица и технико-экономическое обоснование кредита;
  • определять платежеспособность физического лица;
  • оценивать качество обеспечения и кредитные риски по потребительским кредитам;
  • проверять полноту и подлинность документов заемщика для получения кредитов;
  • проверять качество и достаточность обеспечения возвратности кредита;
  • составлять заключение о возможности предоставления кредита;
  • оперативно принимать решения по предложению клиенту дополнительного банковского продукта (кросс-продажа);
  • проводить андеррайтинг кредитных заявок клиентов;
  • проводить андеррайтинг предмета ипотеки;
  • составлять договор о залоге;
  • оформлять пакет документов для заключения договора о залоге;
  • составлять график платежей по кредиту и процентам, контролировать своевременность и полноту поступления платежей;
  • оформлять комплект документов на открытие счетов и выдачу кредитов различных видов;
  • оформлять выписки по лицевым счетам заемщиков и разъяснять им содержащиеся в выписках данные;

 

  • оформлять и отражать в учете операции по выдаче кредитов физическим и юридическим лицам, погашению ими кредитов;
  • оформлять и вести учет обеспечения по предоставленным кредитам;
  • оформлять и отражать в учете начисление и взыскание процентов по кредитам;
  • вести мониторинг финансового положения клиента;
  • контролировать соответствие и правильность исполнения залогодателем своих обязательств;
  • оценивать качество обслуживания долга и кредитный риск по выданным кредитам;
  • рассчитывать основные параметры реструктуризации и рефинансирования потребительского кредита;
  • рассчитывать и отражать в учете сумму формируемого резерва;
  • рассчитывать и отражать в учете резерв по портфелю однородных кредитов;
  • оформлять и вести учет просроченных кредитов и просроченных процентов;
  • оформлять и вести учет списания просроченных кредитов и просроченных процентов;
  • использовать специализированное программное обеспечение для совершения операций по кредитованию;

 

знать:

  • нормативные правовые акты, регулирующие осуществление кредитных операций и обеспечение кредитных обязательств;
  • законодательство Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;
  • законодательство Российской Федерации о персональных данных;
  • нормативные документы Банка России об идентификации клиентов и внутреннем контроле (аудите);
  • рекомендации Ассоциации региональных банков России по вопросам определения кредитоспособности заемщиков;
  • порядок взаимодействия с бюро кредитных историй;
  • законодательство Российской Федерации о защите прав потребителей, в том числе потребителей финансовых услуг;
  • законодательство Российской Федерации о залогах и поручительстве;
  • гражданское законодательство Российской Федерации об ответственности за неисполнение условий договора;
  • законодательство Российской Федерации об ипотеке;
  • законодательство Российской Федерации о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
  • нормативные документы Банка России и внутренние документы банка о порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери;
  • способы и порядок предоставления и погашения различных видов кредитов;
  • способы обеспечения возвратности кредита, виды залога;
  • методы оценки залоговой стоимости, ликвидности предмета залога;
  • требования, предъявляемые банком к потенциальному заемщику;
  • состав и содержание основных источников информации о клиенте;
  • методы оценки платежеспособности физического лица, системы кредитного скоринга;
  • локальные нормативные акты и методические документы, касающиеся реструктуризации и рефинансирования задолженности физических лиц;
  • бизнес-культуру потребительского кредитования;
  • методы андеррайтинга кредитных заявок клиентов;
  • методы андеррайтинга предмета ипотеки;
  • методы определения класса кредитоспособности юридического лица;
  • содержание кредитного договора, порядок его заключения, изменения условий и расторжения;
  • способы и порядок начисления и погашения процентов по кредитам;
  • порядок осуществления контроля своевременности и полноты поступления платежей по кредиту и учета просроченных платежей;
  • критерии определения проблемного кредита;
  • типовые причины неисполнения условий кредитного договора и способы погашения просроченной задолженности;
  • меры, принимаемые банком при нарушении условий кредитного договора;
  • типичные нарушения при осуществлении кредитных операций. Формализованные результаты обучения

В результате изучения программы студент должен освоить основной вид деятельности осуществление кредитных операций и соответствующие ему профессиональные компетенции, и общие компетенции:

ПК 2.1. Оценивать кредитоспособность клиентов;

ПК 2.2. Осуществлять и оформлять выдачу кредитов;

ПК 2.3. Осуществлять сопровождение выданных кредитов;

ПК 2.4. Проводить операции на рынке межбанковских кредитов;

ПК 2.5. Формировать и регулировать резервы на возможные потери по кредитам

ОК 1. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам

ОК 2. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности

ОК 3. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие

ОК 4. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами

ОК 5. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста

ОК 9. Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности

ОК 10.Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках

ОК 11.Использовать знания по финансовой грамотности, планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере

 

3. Содержание программы

 

Учебный план

программы повышения квалификации

«Управление кредитным портфелем банка»

 

Категория слушателей (требования к слушателям) – лица, имеющие образование не ниже среднего профессионального образования либо осваивающие программы среднего или высшего профессионального образования

Срок обучения – 30 час.

Форма обучения – очная

 

п/п

Наименование

разделов (дисциплин (модулей))

Максимальная

учебная нагрузка, час

Самостоятельная

учебная работа, час

Всего, час.

В том числе

лекции

практические

и лабораторные

занятия

 

Раздел 1 Кредитный портфель банка

 

 

 

 

 

1

Тема 1.1. Формирование кредитного портфеля банка

3

1

2

1

1

2

Тема 1.2. Управление кредитным портфелем банка

3

1

2

1

1

3

Тема 1.3 Нормативно – правовые акты, формирующие основы кредитной политики банка

3

1

2

1

1

4

Тема 1.4 Источники формирования кредитного портфеля банка

3

1

2

1

1

5

Тема 1.5 Управление качеством кредитного портфеля банка

3

1

2

1

1

 

Раздел 2 Анализ кредитного портфеля кредита

 

 

 

 

 

6

Тема 2.1 Анализ основных экономических показателей работы банка

3

1

2

1

1

7

Тема 2.2 Анализ кредитного портфеля банка

3

1

2

1

1

 

Раздел 3 Сопровождение кредита

 

 

 

 

 

8

Тема 3.1 Кредитный мониторинг

 

3

1

2

1

1

9

Тема 3.2 Создание резервов на возможные потери по кредитам

 

3

1

2

1

1

 

Раздел 4 Организация отдельных видов кредитования

 

 

 

 

 

10

Тема 4.1 Потребительское кредитование

 

6

2

4

2

2

11

Тема 4.2 Ипотечное кредитование

 

6

2

4

2

2

12

Тема 4.3 Прочие виды

кредитования

 

6

2

4

2

2

 

Итого

45

15

30

15

15

Итоговая аттестация

-

-

Зачет

 

 

 

 

Учебно-тематический план

программы повышения квалификации

«Управление кредитным портфелем банка»

 

№ п/п

Наименование разделов (дисциплин (модулей)) и тем

Всего,

час.

В том числе

лекции

практич.

и лаборат. занятия

1

2

3

4

5

 

Раздел 1 Кредитный портфель банка

10

5

5

1

Тема 1.1. Формирование кредитного портфеля банка

2

1

1

2

Тема 1.2. Управление кредитным портфелем банка

2

1

1

3

Тема 1.3 Нормативно – правовые акты, формирующие основы кредитной политики банка

2

1

1

4

Тема 1.4 Источники формирования кредитного портфеля банка

2

1

1

5

Тема 1.5 Управление качеством кредитного портфеля банка

2

1

1

 

Раздел 2 Анализ кредитного портфеля банка

4

2

2

6

Тема 2.1 Анализ основных экономических показателей работы банка

2

1

1

7

Тема 2.2 Анализ кредитного портфеля банка

2

1

1

 

Раздел 3 Сопровождение кредита

4

2

2

8

Тема 3.1 Кредитный мониторинг

 

2

1

1

9

Тема 3.2 Создание резервов на возможные потери по кредитам

 

2

1

1

 

Раздел 4 Организация отдельных видов кредитования

12

6

6

10

Тема 4.1 Потребительское кредитование

 

4

2

2

11

Тема 4.2 Ипотечное кредитование

 

4

2

2

12

Тема 4.3 Прочие виды

кредитования

 

4

2

2

 

Итого

30

15

15

 

 

 

Учебная программа

повышения квалификации

«Управление кредитным портфелем банка»

Раздел 1 Кредитный портфель банка ( 10 часов)

Тема 1.1. Формирование кредитного портфеля банка (1 час)

Тема 1.2. Управление кредитным портфелем банка( 1 час)

Тема 1.3 Нормативно – правовые акты, формирующие основы кредитной политики банка ( 1 час)

Тема 1.4 Источники формирования кредитного портфеля банка ( 1 час)

Тема 1.5 Управление качеством кредитного портфеля банка ( 1 час)

Перечень практических занятий

Номер темы

Наименование практического занятия

1.1

Элементы кредитного портфеля банка (1 час.)

1.2

Профессиональные ситуации (1 час.)

1.3

Нормативно- правовые акты ( 1 час)

1.4

Формирование кредитного портфеля банка ( 1 час)

1.5

Определение качества кредитного портфеля банка(1 час)

 

Раздел 2 Анализ кредитного портфеля банка (4 час.)

Тема 2.1 Анализ основных экономических показателей работы банка( 1 час)

 

Тема 2.2 Анализ кредитного портфеля банка ( 1 час)

 

Перечень практических занятий

Номер темы

Наименование практического занятия

2.1

Анализ основных экономических показателей работы банка

( 1 час)

2.2

Анализ кредитного портфеля банка ( 1 час)

 

Раздел 3 Сопровождение кредита. (4 час.)

Тема 3.1 Кредитный мониторинг( 1 час)

Тема 3.2 Создание резервов на возможные потери по кредитам (1 час)

Перечень практических занятий

Номер темы

Наименование практического занятия

3.1

Проведение кредитного мониторинга (1 час.)

3.2

Определение резервов на возможные потери по кредитам ( 1 час)

 

Раздел 4 Организация отдельных видов кредитования (12час.)

 

Тема 4.1 Потребительское кредитование ( 2 час)

Тема 4.2 Ипотечное кредитование( 2 час)

Тема 4.3 Прочие виды кредитования( 2 час)

 

Перечень практических занятий

Номер темы

Наименование практического занятия

4.1

Оформление документов по потребительскому кредитованию (2час.)

4.2

Оформление документов по ипотечному кредитованию (2час.)

4.3

Оформление документов по автокредитованию (2час.)

 

 

 

4. Материально-технические условия реализации программы

Реализация программы требует наличия учебных кабинетов:

  • кабинет теоретического обучения;
  • кабинет для проведения практических занятий.

Оборудование учебного кабинета и рабочих мест:

компьютеры, проекционное оборудование (мультимедийный проектор, проекционный экран), локальная сеть, программное обеспечение общего и профессионального назначения (офисные приложения), комплект учебно-методической документации.

 

5. Требования к результатам обучения

Контроль и оценка результатов освоения программы осуществляется преподавателем в процессе выполнения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.

Итоговая аттестация проводится в форме зачета. Зачет проводится в форме компьютерного тестирования.